Монополия Запада угрожает российскому авиасвету

Монополия Запада угрожает российскому авиасвету


 

Олег Толстых

Генеральный директор компании «Аэросвет»

Отечественные производители авиационного светосигнального оборудования оказались один на один с проблемой монополии зарубежных компаний на рынке РФ. Сегодня доля российского оборудования, установленного в аэропортах, несопоставимо мала по сравнению с долей иностранной техники. 



Нашими системами оснащено лишь 18% аэропортов, преимущественно расположенных на Севере страны. Этот сегмент остается пока за российской техникой, так как ей нет равных по надежности и способности работать в суровых климатических условиях. Тем не менее подавляющее большинство авиационных объектов России укомплектовано светом, произведенным в странах Евросоюза и США.

Почему так? 

Причины кроются как в отсутствии поддержки российских предприятий со стороны государства, так и в недобросовестной конкуренции зарубежных коллег. Естественное желание любого заказчика — как можно быстрее и дешевле получить желаемое. В случае с поставкой светосигнального оборудования западные компании имеют фору перед российскими предприятиями. Для них на нашем рынке действует упрощенный процесс получения лицензий, в то время как отечественным компаниям сертификацию приходится ждать по 10–12 месяцев. Мы автоматически выбываем из конкурентной борьбы, если речь идет об оперативном производстве инновационных изделий.

Вторая причина распространенности использования западного оборудования кроется в тендерах. Российские компании не допускаются к участию в конкурсах, так как конкуренты существенно занижают чек на предварительном этапе. Проектировщики, как правило, заранее включают иностранных подрядчиков в свои разработки и, получив заказ, работают с утвержденной компанией. То есть услуги изготовителей светосигнального оборудования включены в пакет опций, несмотря на то что итоговая стоимость у них выше, чем у отечественных производителей, процентов на сорок.

Когда проект запущен в работу, дальнейшие условия сотрудничества уже не могут повлиять на выбор подрядчика. Поэтому стоимость, заявленная в самом начале, может значительно поменяться впоследствии. По российским законам, при получении рабочей документации чек на услуги можно увеличить на 10%. Люфт закладывается на случай неожиданностей, которые невозможно предугадать при предварительном планировании. Этой лазейкой успешно пользуются западные коллеги.

К тому же не стоит забывать, что оборудование имеет свойство выходить из строя, вот тогда и проявляется вся «прелесть» работы с иностранными организациями. На этом этапе цена на комплектующие значительно повышается. Тестирование и обновление программного обеспечения осуществляют только иностранные специалисты, при этом коды доступа не передаются заказчикам. Поэтому если требуется очное вмешательство программиста, заказчик должен обеспечить его перелет и проживание на территории РФ. Обслуживание ПО выливается в кругленькую сумму.

Недобросовестная конкуренция — серьезный повод обратить внимание антимонопольных служб на сложившуюся ситуацию, заложником которой оказались отечественные предприятия. У российских компаний нет возможности экспортировать товары на западный рынок, так как наши нормы и стандарты на изготовление авиационного оборудования не признаются в Евросоюзе. Таким образом, мы ограничены в возможностях не только на собственном рынке, но и не можем полноценно выходить на иностранную арену.

И без того сложное положение усугубляется разрозненностью российских компаний, отсутствием кооперации и поддержки друг друга в областях, где это выгодно всем. В Европе взаимодействие между производителями очень тесное, например на чешскую фирму «Транскон» работает сразу 5–6 предприятий из разных стран ЕС. Это логичное решение для выполнения комплексных заказов, так как ни одна компания не может самостоятельно производить все необходимые детали и услуги.

Российские предприятия — не исключение. Вместо того чтобы конкурировать между собой, нам нужно объединиться для оперативной реализации заказов и снижения стоимости услуг за счет партнерских условий. Это даст возможность усилиться и противостоять европейским компаниям на конкурентном рынке.

Если не предпринимать мер, российское производство постепенно потеряет возможность не только разрабатывать инновационные изделия, но и не сможет своевременно поставлять комплектующие из текущего ассортимента. Недостаток заказов и, как следствие, финансов приводит к сокращению заводских площадей, рабочих мест, снижению производственных оборотов и увеличению сроков изготовления. Чтобы быстро сделать светосигнальное оборудование, нужно иметь стратегический запас всех необходимых деталей. Но это невозможно, если нет потока заказов. Поэтому приходится покупать определенные комплектующие только после заключения договора с клиентом. В итоге из-за ожидания необходимых запчастей производство может затянуться по срокам в два раза.

Проблема довольно глобальна, так как западная монополия приведет к полной зависимости наших авиационных объектов от иностранных предприятий. В настоящее время, когда производитель заявляет о прекращении выпуска какой-либо детали и о резком повышении стоимости, российские компании экстренно производят необходимые комплектующие. Но при отсутствии изменений в законодательстве можно спрогнозировать, что через несколько лет российское производство не справится с подобной задачей.

В настоящее время сумма потерь в структуре обеспечения аэропортов России светосигнальным оборудованием составляет около 1 млрд рублей в год. Но потери от утраты отрасли могут исчисляться десятками миллиардов и приведут в конечном итоге к прекращению деятельности российских производителей.

Проблема носит не только экономический характер, но и касается обеспечения безопасности полетов и антитеррористической защищенности от внешнеполитических вызовов. Аэропорты являются опорными системами страны, и, как я уже говорил выше, доступы к управлению светосигнальными системами находятся у их производителей. То есть в настоящее время регулирование систем освещения на российских авиационных объектах происходит удаленно. При этом доступа к иностранным ССО нет ни у российских компаний, ни у наших госструктур.

Перспективы кажутся довольно безрадостными, поэтому мы начали предпринимать шаги в сторону изменений. Первое, что мы можем сделать без внешней поддержки: наладить взаимодействие между смежными компаниями. Весомым шагом в эту сторону можно назвать сотрудничество компаний «Аэросвет» и «Прожектор». Вторым шагом мы хотим обратить внимание Росавиации и Минобороны на сложившуюся в стране ситуацию.